Урок 9.2: Поведение посетителей на сайте, факторы на которые обращают внимание поисковики
Поисковые роботы отслеживают поведение посетителей на сайте, это дает понять полезен ли сайт для пользователей. В настоящее время поведенческие факторы являются наиболее значимыми при ранжировании сайта в поисковых системах.
Основные поведенческие факторы (ПФ)
Отследить основные ПФ можно в Яндекс Метрике или Гугл аналитике.
Показатель отказов
Отказы – это параметр, показывающий какой процент посетителей сразу покинул сайт. В яндекс и Google этот параметр считается по разному:
- Отказы в Яндекс – это посещение сайта, которое длилось менее 15 секунд.
- Отказы в Гугл – это просмотр только 1 страницы сайта, без перехода на другие страницы.
Средний показатель отказов не должен превышать 20%. Если показатель отказов более 20%, то причины могут быть следующими:
- Сайт продвигается не по целевым запросам, то есть переходя на страницу сайта посетитель не видит ответа на свой вопрос и закрывает ее.
- Ошибки на сервер и сайт часто не доступен (ответ сервера: ошибка 5xx).
- Медленная загрузка страниц сайта: если страница грузится более 3 секунд, как правило посетитель не будет ждать и закроет ее, и это будет считаться отказом, так как обращение к странице было.
- Изменена адресация страниц сайта и не настроены редиректы со старых URL на новые. В этом случае посетитель из поиска попадает на страницу 404 ошибки, где написано, что страница не существует. Как правило посетитель не останется на сайте а просто закроет его и будет в поиске искать другой сайт.
- Страница удалена с сайта и не удалена из индекса поисковых систем. В этом случае посетитель также попадет на страницу 404 ошибки и покинет сайт.
- Не правильно прописаны метаданные страницы, что приводит к тому что страница не релевантна запросу и не отвечает на вопрос посетителя.
- Страница мало информативна или не понятна посетителю.
Показатель: глубина просмотра
Глубина просмотра характеризует сколько в среднем страниц за один визит просматривает посетитель. Чем выше это показатель, тем лучше для продвижения сайта. данный параметр показывает степень заинтересованности посетителя: чем больше страниц просмотрено, тем полезнее, интереснее контент.
Показатель: время на сайте
Данный параметр показывает среднее время, проведенное посетителями на страницах вашего сайта. Чем больше среднее время на сайте, тем лучше. Если данный параметр низки, то это означает что либо у вас мало контента, либо он не интересен пользователям, либо контент не релевантен запросу. В любом из этих случаев логично будет понизить страницу в поиске по запросам, по которым посетители проводят мало времени на сайте.
Число прямых заходов на сайт
Поисковые системы отслеживают количество прямых переходов на сайт. Что считается прямым заходом на сайт:
- Когда человек ввел вручную в адресной строке браузера адрес вашего сайта и осуществил переход.
- Сайт добавлен в закладки браузера и переход осуществлён по клику на соответствующую закладку.
- Переход произошел по прямой ссылки из мессенджера.
Наличие прямых переходов на сайт говорит о популярности вашего сайта, посетителям понравился ваш сайт и они запомнили его адрес, добавили в закладки или поделились с друзьями. Чем больше число прямых заходов, тем полезнее сайт и, соответственно, его позиции будут выше в результатах поисковой выдачи.
Однако стоит учитывать, что слишком резкий рост числа прямых переходов на сайт может быть вызван ботами.
Бот – это робот, который заходит на сайт, как правило, с рекламными целями и рассылает спам через формы обратной связи.
Также не следует специально накручивать число прямых заходов, это может повлечь санкции поисковых систем за накрутку поведенческих факторов.
Показатель: количество вернувшихся посетителей
Этот параметр показывает число пользователей, которые посетили ваш сайт повторно. Логика тут простая, чем больше посетителей вернулись на сайт, тем он полезнее и информативнее для них, что свидетельствует о высоком качестве сайта и положительно влияет на его ранжирование в поисковых системах.
Где можно отследить поведение посетителей на сайте.
Для отслеживания поведения посетителей на сайте можно воспользоваться сервисами аналитики:
- Яндекс метрика,
- Гугл аналитика.
Отслеживание ПФ в Яндекс метрике
Для получения возможности просмотра аналитики нужно установить код счетчика метрики на сайт. Для этого нужно зайти в сервис Яндекс метрики и по инструкции установить счетчик на сайт.
Далее вы получаете возможность отслеживать ПФ, перечисленные в начале урока. В Яндекс метрике предусмотрен сервис Вебвизор, который записывает поведение посетителей на сайте на видео и вы можете просмотреть что делала посетители на вашем сайте за последние 2 недели. Чтобы этот сервис включить, нужно при установке метрики включить соответствующий ползунок в настройках.
Более подробно работу с Яндекс Вебвизором рассмотрим на следующем уроке.
Отслеживание ПФ в Google Analytics
В поисковой систему Гугл есть аналог Яндекс метрика – счетчик Гугл аналитики. Для начала работы с ним вы устанавливает счетчик на свой сайт (ссылка). Далее вы можете отслеживать поведенческие факторы, о которых мы говорили в начале урока.
Единственный минус – в Гугл аналитике нет аналога Яндекс Вебвизора, то есть нет возможности отслеживать в видео формате действия посетителей на сайте. Плюс интерфейс счетчика более сложен для восприятия и требуется обучение для работы с ним.