Урок 9.4: Юзабилити – удобство сайта для посетителей
Сайт должен иметь не только красивый дизайн, но и должен быть удобен для посетителей.
Юзабилити – это удобство сайта при просмотре и совершении целевого действия, как на десктопной версии, так и для мобильных устройств.
Если сайт не удобен или посетителю не понятно с первого взгляда куда нажимать и что смотреть, то пользователь скорее всего просто закроет его и вы потеряете потенциального покупателя. Рассмотрим ниже основные критерии и признаки хорошо настроенного юзабилити сайта, на которые стоит обратить внимание.
Критерии удобства сайта
- Сайт должен быстро загружаться. Посетитель не станет долго ждать, поэтому если в первые секунды страница не грузится, то скорее всего он закроет ее. Общее требование Яндекса, чтобы все страницы сайта загружались не более 3 секунд. Если есть такие страницы, которые дольше грузятся, то об этом выводится сообщение об ошибке в Яндекс Вебмастере.
- При первой загрузке должны быть сразу видны основные элементы навигации по сайту: меню, кнопки, ссылки на основные разводящие страницы. Как правило, такие элементы размещают на первом экране и фиксируют, чтобы при прокрутке всегда было видно верхнее, либо левое основное меню.
- Все страницы сайта, кроме главной должны содержать навигационную цепочку (хлебные крошки), которая представляет собой список ссылок, соответствующий положению страницы в общей структуре сайта.
- Кнопки и ссылки должны выделяться и по ним должно быть удобно нажимать.
- Формы обратной связи должны содержать минимум полей для заполнения, быть интуитивно понятными и удобными в использовании.
- Сайт должен правильно отображаться на компьютерах с экраном любого разрешения, планшетах, мобильных телефонах в любой ориентации.
- Текст должен быть удобочитаем, размер шрифта минимальный 12 – 14 пикселей. Не стоит переусердствовать с выбором стиля шрифта, не нужно брать прописные плохо читаемые шрифты, имитирующие стиль письма от руки, как правило, их очень тяжело воспринимать.
- Изображения должны быстро загружаться и быть нужного размера, чтобы было удобно просматривать их с любого устройства. Если изображения много весят, то лучше их конвертировать в webp формат, либо использовать ленивую загрузку. Ленивая загрузка – это отложенная загрузка изображений, то есть при загрузке страницы отображаются только те картинки, которые находятся в видимой части экрана, остальные изображения подгружаются динамически при прокрутке колесика мышки.
- Если это интернет-магазин или сайт каталог, то страницы товаров должны иметь: хорошее уникальное описание и фото товара, возможность заказа в 1 клик, все размеры, модификации и цветовые решения товара и т.д.
Как и где проверить Юзабилити
Для проверки юзабилити вы можете воспользоваться приведенными ниже сервисами.
Яндекс Вебвизор
Подробно работу с сервисом Яндекс Вебвизор мы разобрали в прошлом уроке. В данном сервисе вы можете просмотреть видео всех визитов за последние 2 недели. При просмотре стоит обратить внимание, что интересует посетителей на сайте, какие кнопки они нажимают, какие формы заполняют, какие страницы посещают и доработать наиболее востребованные блоки. Можно обратить внимание на посещения менее 15 секунд (отказы), почему они закрывают сайт, возможно он долго грузится, или есть другие причины. Выявить эти причины и устранить их.
Карта кликов
Можно просмотреть в Яндекс метрике карту кликов: «Поведение» -> «Карта кликов». Данный сервис позволит детально просмотреть, на какие элементы пользователи кликают чаще всего. Это позволяет проанализировать востребованность тех или иных блоков сайта. Те блоки, которые наиболее востребованы можно улучшить, либо разместить их сразу на главной странице, чтобы они были заметнее и привлекали большее число потенциальных клиентов.
Карта ссылок
Данный сервис расположен в Яндекс метрике: «Поведение» -> «Карта ссылок». Сервис показывает статистику переходов по всем ссылкам, размещенным на сайте, то есть помогает определить какие ссылки чаще кликают. Это помогает узнать какие страницы на сайте наиболее интересны посетителям. Зная эту информацию, вы можете улучшить данные страницы, сделать их более удобными для посетителей.
Карта скроллинга
Просмотреть карту скроллинга можно из метрики, нажав «Поведение» -> «Карта скроллинга». Сервис показывает как распределено внимание посетителей на сайте. Элементы с наиболее высокой концентрацией внимания можно улучшить, например добавить туда формы обратной связи или важную информацию.
Аналитика форм
Данный сервис запускается также из аналитики Яндекса: «Поведение» -> «Аналитика форм». Очень полезный сервис, помогает узнать, какие формы наиболее востребованы, сколько человек взаимодействовали с формой и сколько из них отправили контактные данные. Если при анализе формы вы обнаружили, что не все посетители смогли успешно отправить данные через форму, то нужно искать причины, помешавшие им сделать это. Возможно это будут технические неполадки, не работает капча, или слишком много полей для заполнения и нужно оптимизировать форму.
Совокупность всех вышеперечисленных сервисов позволяет анализировать данные об удобстве (юзабилити) сайта для конечных посетителей.